Квартирник у Шаляпина: без спиритизма и SMS

Культура
19 апреля 2019

Приближающийся экватор весны ясно давал понять, что Москва не только слезам — она, похоже, и календарям-то не особо доверяет. Второе воскресенье апреля, а столичное небо плотно затянуто мрачными обозами туч, что отражаются в лужах под ногами прохожих и швыряют холодную морось им в лица.

Впрочем, истинных ценителей прекрасного всё это не остановило. Их немало и все они здесь. Новинский бульвар. Широкая транспортная артерия. В пятидесяти шагах развивается огромнейший звёздно-полосатый флаг на стене стоящего по соседству дома, очевидно, посольства США. И прямо здесь-то и притаилось, — причём, надо сказать, весьма искусно, — в своём оригинальном виде начала прошлого века пространство, принадлежавшее когда-то Фёдору Шаляпину, а теперь являющее собой дом-музей его имени.

Здесь начался концерт «И кажется мне, что люблю». Он проходил в Белом Зале музея, с былым убранством, высоким потолком и экспонатами вдоль стен. Именно здесь некогда любил распеваться прежний хозяин дома. Здесь же Шаляпин устраивал и импровизированные концерты для своих многочисленных друзей. Те счастливчики, которым удалось на таковых побывать, единодушно отзывались о пережитом ими опыте как об одном из самых запомнившемся им впечатлении произведенным на них настоящим искусством.

Эту же самую атмосферу постарались воссоздать собравшиеся в зале Шаляпинского дома более полсотни гостей. Преданные поклонники классического пения, несмотря на непогоду всё же оказавшиеся здесь, на протяжении часа наблюдали выступление дуэта исполнителей.

Оперный голос Дмитрия Романько, и аккомпанемент пианиста Сергея Ионина, подарили всем собравшимся редкую возможность. При желании, и если развито воображение, можно вообразить себя будто на одном из тех домашних концертов Шаляпина, где присутствовал едва ли не весь творческий эстеблишмент Москвы начала прошлого века. Когда-то в этом самом зале Шаляпин пел для своих друзей. В том числе и выдающихся композиторов, художников и писателей тех лет. Многие из которых поучаствовали и в создании репертуара прошедшего творческого вечера.

Концерт состоял из пятнадцати номеров, состоявших из арий и романсов, написанных на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий. В основном под сочинительством близко приятельствовавшего с  Ф.И.Шаляпиным Сергея Васильевича Рахманинова, но также произведенные на свет и другими гениальными композиторами ушедшей эпохи: Петром Ильичом Чайковским, Модестом Петровичем Мусоргским и Михаилом Ивановичем Глинкой.

Удивительно трогательно, и по-детски искренне, прозвучали прекрасные романсы «У врат обители святой», «Вчера мы встретились…», «Средь шумного бала..»! И страстно, экспрессивно, выражая всю палитру чувств и эмоций, были спеты «Серенада» Мусоргского, «Христос Воскрес», «О нет, молю, не уходи..»  Рахманинова, «Страшная минута» и «Серенада Дон Жуана» П.И.Чайковского!

Написанный Глинкой романс «Попутная песня» закрывал творческий вечер и выдался в исполнении Дмитрия Романько чрезвычайно удачно! Сумевшая по достоинству оценить талант аудитория порывисто аплодировала, то и дело роняя, пусть и не без стеснительности из-за камерности, несдержанно-искренние и восхищенные выкрики: «Браво! Браво!».

Выступать на камерную публику для солиста подчас волнительней, чем для огромной аудитории, — хотя бы потому, что внимание зрителей обращено прямо вплотную, ведь сидят они буквально в полутора метрах. И заметно было, что исполнитель отдается своему делу с особенно высокой самоотдачей!

Также отдельных слов заслуживает аккомпанемент Сергея Ионина, который выдающимся образом был гармоничен басу солиста Романько, не затмевая собой его пения, а лишь добавляя еще больше эмоций слушателю и различных новых красок воображению.

В некотором роде, весь антураж происходившего являл собой (для кого-то осознанно, а для кого-то и нет, а также одним удавшуюся, а другим не особо) попытку аудиенции у Вечности. Поневоле задаешься вопросом, сколько из нынешних героев эстрады пройдут проверку Ею. И это наводит на мысль, что новому урожаю дарований уровня Фёдора Шаляпина не обойтись без наследия прежних. Уже реализовавших себя и сформировавших собой то, что мы называем культурой в самом широком смысле этого слова.

И поэтому искусству не обойтись без преемственности в нём. И вокальных вечеров, подобных прошедшему в доме-музея Шаляпина. В аккурат в середине апреля, когда растаял последний, согласно прогнозам, весенний снег.

Другие новости