С 2025 года в России планируется адвокатская монополия: в чем она будет заключаться? Рассказывает адвокат Николай Айриян

Общество
25 марта 2020

Российское юридическое сообщество постепенно подходит к реализации на практике такой сложной и противоречивой идеи как введение адвокатской монополии на представительство в судах. В 2020 году правительство России намерено окончательно определиться с характером предстоящих изменений в сфере регулирования рынка профессиональной юридической помощи.

Напомню, что еще в 2017 году, три года назад, Министерством юстиции РФ был разработан очень интересный документ – Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи, в одном из пунктов которой значится, что к 2023 году представительство в судебных органах Российской Федерации смогут осуществлять только адвокаты.

В настоящее время адвокатская монополия в Российской Федерации закреплена только в уголовном судопроизводстве: для представительства интересов подозреваемых, обвиняемых, потерпевших по уголовным делам необходимо обладать статусом адвоката.

С 1 октября 2019 года вступили в силу поправки в АПК РФ и ГПК РФ, согласно которым представительство в судах могут осуществлять лишь лица с высшим юридическим образованием. Это стало первым шагом на пути к введению адвокатской монополии, но пока еще представлять интересы в судах могут и профессиональные юристы, не имеющие статуса адвоката. Но в перспективе правом оказания возмездной юридической помощи будут обладать только адвокаты и адвокатские образования.

К каким последствиям это приведет? В первую очередь, повысится качество оказываемой юридической помощи, поскольку статус адвоката подразумевает не только наличие высшего профессионального образования, но и профессионального опыта работы по юридической специальности.

Во-вторых, поскольку адвокат обладает большими правами, подтвержденными законодательно, чем юрист без статуса адвоката, повысятся и возможности в защите интересов доверителя.

В-третьих, юристы, не являющиеся адвокатами, не связаны какими-либо этическими правилами, в отличие от адвокатов, придерживающихся адвокатской этики. Это также является немаловажным обстоятельством. Лица, лишенные адвокатского статуса по неблаговидным основаниям, в перспективе будут лишены возможности осуществлять представительство в судах.

В-четвертых, адвокатская монополия позволит значительно упорядочить рынок предоставления юридической помощи, подчинив его общим жестким правилам. По таким правилам, к примеру, регулируется деятельность российского нотариата. На рынке же возмездной юридической помощи до последнего времени жесткие правила отсутствовали, что позволяло юристам, не являющимся адвокатами, действовать бесконтрольно, фактически не неся никакой ответственности.

Однако есть и определенные вопросы. В первую очередь, они связаны с необходимостью преодоления кадрового дефицита адвокатов, который неизбежно возникнет после того, как не имеющих статуса адвоката юристов лишат возможности судебного представительства. Решить эту проблему можно будет посредством снижения требований к получению статуса адвоката, например – профессиональный стаж будет снижен с 5 до 3 лет.

Остается вопрос и о стоимости услуг. В условиях отсутствия конкуренции со стороны не обремененных адвокатским статусом юристов неизбежно может последовать рост цен на юридические услуги, что наиболее негативно отразится на рядовых гражданах, не обладающих большими доходами. Для многих граждан услуги адвокатов окажутся фактически недоступными. Это может привести к таким опасным последствиям как отказ от защиты своих прав и законных интересов в гражданских процессах по причине отсутствия средств на оплату услуг адвокатов.

Урегулировать этот вопрос также возможно лишь за счет увеличения численности адвокатского корпуса, но и здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием: снижение требований к адвокатам это и снижение требований к их профессиональному уровню, то есть те же юристы без адвокатского статуса смогут получить его в упрощенном порядке, тогда как сейчас они его не получают.

В любом случае, государству и адвокатскому сообществу предстоит еще многое сделать, обсудить, переосмыслить в вопросе изучения перспектив и выработки стратегии реформирования российской адвокатуры.
Ваш адвокат Айриян Николай Эрнестович

 

 

 

 

 

Другие новости