Российские нефтяники решили восстановить сверхприбыли за счет «Транснефти» и государства

Экономика
3 июля 2020

Сложившаяся на нефтяном рынке ситуация заставила пересмотреть приоритеты многих игроков, пишет ИARegnum. Краткосрочное падение цен на нефть привело к тому, что компании вместо фиксацииуже привычных сверхприбылей занялись подсчетом убытков, и теперь нефтяники “прибежали” к государству с просьбой о пересмотре цен на транспортные услуги со стороны “Транснефти”.

И никто не задумывается о том, что в “сытые” времена “Транснефть” не имеет тех преимуществ, которые имеют нефтяные компании. Конечно же, речь идет о финансах: все дело в том, что “Транснефть” работает по фиксированному тарифу (и даже не в долларах, а в родных рублях), поэтому вполне разумно, что ни положительные, ни отрицательные колебания на нефтяных рынках не касаются инфраструктурной компании. В это же время изменение цены на “черное золото” сильно влияет на прибыль нефтяных компаний — при высоких ценах и с льготами от государства они получают сверхприбыль, однако в первом квартале 2020 года они понесли убытки.

И хотя сейчас нефтяной рынок восстанавливается, та же Brent после рекордных падений вернулась к значению в 40 долларов, а Urals более того получил рекордную премию в 2,35 доллара к Brent, нефтяники продолжают начатый весной разговор о своем бедственном положении. Они предлагают снизить якобы завышенные, а по факту самые низкие в мире тарифы на транспортировку нефти от “Транснефти”.

К чему это может привести? “Транснефть” обеспечивает полное и безопасное функционирование всей индустрии — 80% российской нефти передается по трубопроводам, общей длиной около 68 тысяч километром. Фиксированные тарифы помогают компании закрывать постоянные расходы на поддержание и модернизацию этой системы. “Транснефть” работает и в очень сложных природных условиях, не поднимая при этом тарифы. Так, например, недавние проекты были реализованы в зоне вечной мерзлоты.

Нефтяные компании год за годом увеличивают свою прибыль, если смотреть результаты за 2016-2019 год, общая прибыль выросла на 174%. Что же до “Транснефти”, ее показатели упали на четверть. И, несмотря на эти цифры, нефтяники хотят снизить тарифы “Транснефти”, считая ее прибыль в условиях пандемии несправедливой.

Потому предложения игроков нефтяного рынка снизить тарифы “Транснефти”, а если честнее, забрать прибыль компании, выглядят нелогичным шагом: фиксированные низкие тарифы “Транснефти” позволяют ей оставаться на плаву даже в кризисные годы, в то же время нефтяники в стабильные времена получают сверхприбыль за сверхприбылью и ничего “Транснефти” не доплачивают. Более того, 79% прибыли “Транснефть” принадлежит государству. Доля государства в нефтяном секторе намного ниже (например, в Роснефти государство владеет долей 44%, а в Лукойле – ноль). недополучает прибыль, ведь большая часть (всего 44% принадлежит государству) уходит в карманы акционеров — тех же нефтяников. Соответственно, любая прибыль, которая перераспределяется от Транснефти к нефтяникам, по большей части уходит из кармана государства в карманы частных собственников нефтяной индустрии.

Также не стоит забывать главную опасность подобных разговоров — недофинансированность компаний, подобных “Транснефти”, может привести к масштабным экологическим ЧП вроде разлива топлива или просто перебоям в логистике поставок. Да, показатели “Транснефти” по безаварийности намного выше средних по миру, но стоит ли проверять, останется ли статистика той же при снижении тарифов?

Вывод очевиден: государству не только нельзя снижать тарифы “Транснефти”, как того жаждут нефтяники, недополучившие прибыль в первом квартале этого года, но и логично повышать тарифы до справедливого уровня, соотносящегося с мировыми показателями в индустрии.

Другие новости