Родолог-ансестолог рассказала нашему изданию о принципах родологии, как на это повлиял Зигмунд Фрейд и о том, как действия предков могут влиять на нашу реализацию в настоящем
Ксения, прочитал несколько ваших материалов в изданиях и первый вопрос, который у меня возник. Родология, которую еще называют «ансестологией» — это как бы не до конца еще наука и не совсем из области эзотерики. Если точными словами определить это явление, то как?
Ксения: Ансестология — это направление практически с вековой историей, основоположником которой стала Лола Хоффман в 70-х годах прошлого века. Как междисциплинарная область знаний, ансестология объединяет множество методик по работе с психоэмоциональым состоянием человека, основываясь на его внутрисемейных отношениях не только с близкими родственниками, но и с теми «правилами» жизни, которые были по умолчанию приняты несколькими поколениями рода. Что же касается определения родологии, то оно является принятым именно в нашей культуре, близким для понимания русским человеком. Так мы очерчиваем границы направления. Но сама ансестология с эзотерикой вообще никак не связана т.к. мы не говорим о каком-то тайном знании или «высшем смысле». Поэтому размышление в корне неверно, хоть такое предубеждение по-прежнему присутствует в обществе. Но я надеюсь, что со временем, это изменится. Ансестология-родология точно также может помочь людям, как и любая качественная психологическая проработка , но без всяких «волшебных таблеток».
Информации о родологии в интернете, прямо скажем, мало. И главный эксперт по этой теме в России — вы. Каково это — быть первооткрывателем сферы, которая может в будущем стать отдельной научной дисциплиной?
Ксения: Как я уже отмечала выше, психологическая работа с человеком через его Родовую систему — то, чем в Европе и за рубежом занимались не одно десятилетие. В России мы скорее имеем дело со стигматизацией отрасли в целом. До недавнего времени психологические проблемы вообще не воспринимались как таковые, не говоря уже о том, что мы анализируем целые поколения семей. Поэтому быть своего рода первооткрывателем очень приятно, ведь я передаю своим студентам знания, полученные напрямую от экспертов с мировым именем.
Для меня работа с Родом — это дело жизни, развитию и популяризации которого я посвящаю все свое время. Это большой труд целой команды специалистов, который однажды приведет нас к тому, что ансестология будет признана на самом высоком уровне. Мы неустанно над этим трудимся!
Про экспертов с мировым именем очень интересно. Ведь темой семьи занимались и Фрейд и Юнг. Где-то я читал, вас с Фрейдом, условно говоря, разделяют семь рукопожатий. Расскажите об этом
Зигмунд Фрейд — признанный психоаналитик, который определил, что у человека есть его личное бессознательное, сильную связь с матерью. Фрейд подошел к решению проблемы с теми инструментами, которые имелись в его распоряжении на уровне науки своего времени. Сегодня мы можем подойти к этому вопросу уже несколько иначе.
Говоря о связи с мертвыми, Фрейд уже указывает в «Готеме и табу» на размышления о предках, наше двойственное отношение к ним: с одной стороны: страх их присутствия и их возвращения в виде демонов или призраков, которые не дают спокойно существовать живым, с другой стороны: почитание предков и призыв их в помощники. Задаться вопросом о том месте, которое занимают предки в нашей жизни, о динамике, которая может устанавливаться в ней благодаря их присутствию или отсутствию, нашей идентификации с ними, вопросами к самим себе об их наследии — это еще один способ двигаться по пути, открытому филогенетической гипотезой.
Его ученик и коллега — Карл Густав Юнг — в дальнейшем выделил коллективное бессознательное, из которого мы получаем тот опыт и древнейшие знания, которые не могли быть только родительскими. Можно охарактеризовать это как «нечто больше». В дальнейшем Леопольд Сонди, который большую часть своей жизни посвятил исследованиями внутрисемейных отношений, обозначил «среднее арифметическое» — родовое бессознательное, т.е. определенные личные сценарии наследовались от коллектива-семьи/рода. Анн Анселин Шутценбергер в своих трудах говорит о родовом бессознательном, как о «со-бессознательном». Она передала свои знания Тобиасу Хольцу, ученицей которого стала я. Поэтому «связь» с Фрейдом в моих работах и методиках действительно есть и достаточно ощутимая.
Во многих странах ансесестологией занимаются на весьма высоком уровне. Расскажите об опыте этих стран.
Ксения: За рубежом ансестология и психогенеалогия продвинулись намного дальше нас. На данный момент я являюсь представителем фонда психогенеалогии FUNDAPSI, основатель которого — Тобиас Хольц — более 50 лет посвятил не просто психологической помощи людям, а проработке трансгенерационных травм. Он, в свою очередь, был близким другом и последователем основательницы психогенеалогии Анн Анселин Шутценбергер, труды которой в области анализа генеалогического древа на предмет психологических «закономерностей» актуальны и сегодня.
В целом работа с родом популярна и востребована в Латинской Америке, Африки, во Франции и других странах.
Вы — автор книги «Зов рода», в которой рассказывается не только о том, что такое родология в целом, но и о том, как можно использовать эти знания на пути к успеху. Имела ли книга успех среди читателей?
Ксения: «Зов Рода. Как наши предки влияют на судьбу» — это моя первая книга, которая неожиданно для меня стала бестселлером еще до выхода. На сегодня продано более 15 тысяч экземпляров, поэтому можно говорить о том, что книга нашла своего читателя.
Я бы скорее охарактеризовала ее как некий «путеводитель по родовой системе»: что она собой представляет, какие есть основные законы, что такое родовое бессознательное и т.д.
Поздравляю вас с таким успехом. Учитывая кризис книжного рынка в России — это прям вау. И о пути к успеху. Вообще об «успешном успехе» в интернете написано так много, что когда видишь подобные материалы, рука уже тянется свернуть страницу. Однако эта тема в рамках влияния предков может быть довольно интересна. Но как все-таки моя почившая пятьдесят лет назад прабабушка может повлиять на мой успех сегодня?
Ксения: Безусловно, возлагать ответственность на какую-то конкретную бабушку не стоит. Родовая система на то и система, потому что она существует по определенным законам и действуют в ней «механизмы» принятые по умолчанию. Когда мы осознаем, некоторую «симптоматичность» того, что с нами происходит, и начинаем исследовать, то получаем право выбора — следовать уже отработанному жизненному сценарию или выбрать иную стратегию.
Семейные лояльности (определение И.Бузормени-Надя) я сравнила бы с неким «семейным гроссбухом» — это некий свод неписанных правил, по которым тот или иной род живет, т.е по умолчанию принимает какие-то сценарии, как те, что обеспечивают выживаемость. Собственно, мы их и анализируем, потому что не всегда то, что не все из этого наследия действительно нам нужно. Меняются времена, нравы, форматы и образ жизни. Вместе с ними меняется и отношение человека к его жизни и тому, что он делает «потому что делает».
Почему решили заняться этой темой? Очевидно, чтобы заняться чем-то мало изученным и новым, нужна некая доля смелости. Я бы даже сказал большая доля смелости
Ксения: Моим вдохновителем на этом пути стала бабушка, которая оставила мне в наследство целую семейную летопись. И поэтому конкретно для меня это не было чем-то страшным или пугающим, ведь я всегда чувствовала ее поддержку, а вместе с бабушкой — всех членов рода, память о которых она бережно сохранила в дневниках.
Расскажите о самом ярком впечатлении от рассказов бабушки или может быть у вас в роду был выдающийся предок, которым вы гордитесь?
Ксения: Моя бабушка, Калабушкина Евгения Васильевна, посвятила всю себя педагогике и преподаванию. Она не только нравственно взрастила много талантливых людей, но и прививала им любовь к истории нашей страны и края. И по сей день в школе в Конобеево (моей малой Родины) поддерживают созданный ею музей. Когда я приезжаю туда, всегда вижу детей, которые приходят посмотреть экспозицию. А осенью прошлого года мы посетили его вместе с Тобиасом Хольцем (в ноябре он прилетал в Москву на конференцию ИСПИР).
Очень рада тому, что дело моей бабушки продолжает жить во всех смыслах: наша семья поддерживает музейное дело, а я — унаследовала профессию.
Признаюсь, что заниматься изучением вашей деятельности и родологией в частности мне было интересно. Есть в этом что-то благородное что ли. Видите, я даже однокоренное слово подобрал. А как вы понимаете выражение «На роду написано» и если что-то написано на роду, то можно ли этого избежать? Судя по этому устойчивому выражению — нет.
Ксения: Главное, что может быть «написано» каждому из нас на роду — сделать так, чтобы жизнь рода продолжалась. Это наша основная задача. Все остальное может быть неосознаваемым «следованием» по тому пути, который со временем стал семейным укладом — как и почему стоит жить.
Вы — автор ряда образовательных курсов. Расскажите чем они могут быть полезны для людей? И вообще с какими вопросами к вам приходят люди?
Ксения: В ИСПИР (Институт современной психологии и родологии — ред.) мы не только обучаем людей востребованной профессии по лицензированной программе ДПО, но и занимаемся тем, что вводим моду на семью и семейные ценности. Но уже в новом прочтении, когда семья — не просто социальный институт, а то, что помогает человеку в полной мере реализоваться, найти себя и не утратить связь с родными корнями, а сделать ее еще крепче.
Используете ли вы принципы родологии в своей семье?
Ксения: Мое дело не отделимо от меня, поэтому следовать «принципам» родологии, значит — жить счастливую, полноценную жизнь в любви, достатке и счастье.
Изучая ваш tg-канал, пришел к выводу, что вы очень счастливы в браке. Так было всегда? Или после того, как вы начали заниматься родологией?
Ксения: Работа с Родом, стабилизация внутрисемейных, родовых отношений дала мне ту жизнь, которая есть сейчас: счастливый брак, замечательные отношения с родителями, троих здоровых детей, у которых будет потрясающе интересная и яркая жизнь. В прошлом году мы построили собственное родовое гнездо, чему я очень рада. Уверена, в этом доме вырастет не одно поколение моей семьи!
Исторически и культурно сложилось так, что род — это наша опора и источник сил. И когда мы чувствуем это, то можем достичь любых высот и взойти даже на самую неприступную гору!