Леонид Подольский представил сборник «Судьба» с текстами разных лет

Культура
18 апреля 2018

Книга «Судьба» Леонида Подольского — сборник, в который входят роман «Эксперимент», публиковавшийся в журнале «Москва», повести «Судьба», «Дурмашина», «Сказ про Илью», «Лида», «Потоп», «Писатель», рассказы «Пленум ЦК», «Посвященный», «Воспоминание», «Случайная встреча», «Дурочка и Сизиф», «Старики», «Дом», «Московские каникулы» и «Вялотекущая шизофрения», написанные в разное время. В этих повестях и рассказах при всем различии тем, которым они посвящены, есть нечто общее, что все произведения объединяет: они о России, о ее людях, об их нелегкой судьбе, о ее нескладной и противоречивой истории, о болезнях и болях российского общества.

«Я Россию не люблю, но жалею. Жалею огромную страну с изобильными ресурсами, где народ живет много хуже европейских соседей. Изверившуюся, усталую страну, потерявшую ориентиры, заблудившуюся в собственной истории. Эта жалость сродни жалости деревенских баб, которые тысячу лет — не любили, но жалели непутевых своих мужиков. Этой жалостью стояла Россия. Из этой жалости рождались доброта русских женщин, надежда и вера в будущее. Быть может, эта жалость и есть любовь… …Я так думаю, что „настоящий патриотизм“ — это жалость к несчастной России и честный труд», — признается в интервью Леонид Подольский.

«Кто-то ведь освоит бездну фактов, в обвале которых мы живем. Кто-то перейдет эту бездну. Кто-то напишет эпос, где будут осмыслены холодная война и горячий мир рубежа двадцатого и двадцать первого веков. И увидит смысл в нашей судьбе. Не исключено, что это сделает Леонид Подольский», — возлагает надежды на труд Леонида Подольского критик Лев Аннинский.

В книгу прозы «Судьба» вошли тексты разных лет. От юмористических рассказов, публиковавшихся еще в советской печати, Леонид Подольский пришел к гораздо более суровым текстам, составившим основу книги. Подольскому одинаково удаются лирические и остросатирические тексты, из которых постепенно складывается эпос о России, составляется калейдоскоп, зеркало, в котором мы видим собственное отражение. И не важно, избирает ли он прием переноса действия в далекую древность (как в повести «Потоп»), избегая, впрочем, откровенных анахронизмов, — либо использует максимально актуальный, вплоть до абсолютной определимости прототипов, политический фон (как в романе «Эксперимент»), — метод прямой сатиры и обличения один.

«Обращение к политике не было для меня случайным, — говорит в одном из своих интервью Леонид Подольский. — История, а следовательно, политика — моя стихия. К тому же последние четверть века мы словно находимся в театре. Сначала были участниками великого действа, потом — свидетелями низкопробного шоу. Мы наблюдали события мирового масштаба, грандиознейшие аферы, невероятное сгущение истории; Горбачев, Ельцин — это ведь шекспировские образы, а рядом — гоголевские, гофмановские, кафкианские. Перестройка, величие и разочарование девяностых, благостная застойная тишь двухтысячных („путинизм — это модернизированный брежневизм“, как говорит один из героев) — это блестящий, благодатный материал. Когда я сел за стол, стоило лишь сделать первоначальное, вполне условное допущение, как сюжет стал развиваться сам, мне почти не надо было выдумывать, жизнь подсказывала параллели… Это мой жанр — фантастический (сатирический, саркастический) реализм», — говорил Леонид Подольский о своей работе над романом «Эксперимент». Впрочем, в другом месте Леонид Подольский обозначает свой метод как суперреализм, сочетающий в себе концентрированное, сгущенное отражение действительности, присущее классическому критическому реализму великих русских писателей с элементами новомодного фантастического реализма, или даже постмодернизма.

Книга «Судьба» Леонида Подольского собрала самые противоречивые и в то же время восторженные рецензии известных российских критиков:

«Леонид Подольский не просто наблюдает происходящее: он смотрит вглубь. И показывает читателю не только и не столько то, что делается вокруг, но и то, как и почему. Он извлекает смыслы из потока реальности, легко отбрасывая прочь привычные покровы лжи, стирая налет двусмысленности, убирая миражи и морок. Жизнь предстает перед нами такой, как она есть, без прикрас. В жестком свете понимания, словно выложенная на предметное стекло микроскопа. Острая сатира, нигде не переходящая в разбитной стеб, яркий и точный рисунок пером — скорее шарж на современную действительность, чем ее портрет, но до чего же похоже это изображение, несмотря на всю свою едкость!

Хотелось бы сказать: мы не такие, это происходит не с нами, — да не выходит. Невозможно отделаться от мысли, что эти истории списаны с натуры, что мы живем внутри происходящего, а вовсе не наблюдаем со стороны. Это над нами, будто над бессловесными лабораторными кроликами, уже много лет проводят эксперименты, это нам грозит потоп.

И плачем над потерянным поколением, пережившим и крах коммунизма, и лихие девяностые, но растерявшим по дороге идеалы, звучит его отчаянное: „Мы все запутались, потеряли самое главное… Самое главное… А что это — самое главное?“

Может это то чистое чувство, что помогает удержаться на плаву герою рассказа „Воспоминание“? Или нежданно и спонтанно проявляющаяся доброта врача, героя рассказа „Старики“ — в действенность которой он и сам не верит? Не знаю.

Я только знаю, что самое темное время — перед рассветом. И если сейчас появляются такие книги, как „Судьба“ Леонида Подольского, книги о нашем времени и нас в нем, заставляющие задуматься о том, кто мы и куда идем, — то и для нашего поколения, и для поколения наших детей не все потеряно».

(Лидия Рыбакова, писатель, член Союза писателей России).

«Да, книга о человеке, но это не горьковское „человек — это звучит гордо“. Гордости здесь нет, равно как и нет торжества тех, кто, преодолев все тяготы, все-таки выплыл на поверхность. Только получается, что все мечты и стремления остались там — на дне. Не стоит думать, что автор воспевает красоту отчаяния, но и упиваться надеждами на будущее он не предлагает. Нужно лишь пройти свой путь до конца и в поисках смысла жизни вернуться к тому, орт чего ушел, — к человеку».

(Юлия Ипатова, литературный критик, писатель)

«В книге „Судьба“ поднимаются вечные вопросы бытия, о смысле жизни, о соотношении тирании и творческого начала в человеке, о свободе личности. Книга Леонида Подольского предназначена для читателей, которые любят и ценят умную, серьезную, но одновременно очень сочную, пронизанную юмором прозу».

(Надежда Далецкая, писатель, член Союза писателей России)

Приобрести книгу «Судьба» Леонида Подольского можно в российских и зарубежных магазинах ОЗОН, Литрес, Amazon, LULU, а также Лабиринт, Читай-город, Московский Дом Книги, Библио-Глобус .

Авторский сайт Леонида Подольского: http://l-podolskiy.ru

Другие новости