Отвечая на вопросы корреспондента одной из газет о том, действительно ли он считает сейчас правильным решение Никиты Хрущева о передаче двух островов взамен на мирный договор, Лужков заявил, что его слова были грубо искажены. Озвученный экс-мэром Москвы призыв уважать межгосударственные договоренности, ранее достигнутые с Японией, как возможную точку отсчета нового раунда переговоров в наши дни, был ошибочно представлен как призыв по передаче Курил в целом.
«Вопрос совершенно не в моем личном одобрении или неодобрении инициативы Хрущева», — пояснил Лужков. «Главное в другом – именно об этом я и говорил ранее — Хрущев как руководитель СССР достиг с правительством Японии определённых договоренностей, которые были зафиксированы в декларации 1956 года. Борис Ельцин, будучи президентом, в своих устных заявлениях проигнорировал эти договоренности и пообещал передать Японии все четыре курильских острова. От созданного уже по решению Владимира Путина российско-японского совета, сопредседателем которого я был, потребовались серьезные усилия для того, чтобы вернуть переговоры с Японией в русло существовавших до Ельцина решений. Поэтому я и призвал стороны уважать имеющиеся межгосударственные соглашения, без чего в отношениях между странами всегда наступает хаос».
По итогам состоявшейся вчера в Москве встречи президента России и премьера Японии Путин сообщил, что отношения между странами выстраиваются на основе декларации Японии и СССР от 1956 года, которая подразумевает в первую очередь заключением мирного договора. «Задача – обеспечить долгосрочное и всестороннее развитие российско-японских отношений на качественном уровне», — отметил Путин, добавив, что стороны будут искать решение, которое устроило бы общественность как России, так и Японии. Японский премьер рассказал, что главы МИД двух стран встретятся снова, чтобы обсудить вопрос мирного договора уже в следующем месяце.
Юрий Лужков также подчеркнул, что «сейчас как никогда выпукло мы видим, к какому хаосу в политической и экономической жизни могут привести ситуации, когда лидеры ведущих западных держав дезавуируют решения предыдущих администраций и президентов. Только уважение к достигнутым межгосударственным решениям, последовательная их проработка и развитие могут служить залогом предотвращения этого хаоса, наносящего урон всем сторонам».
Пресс-секретарь Лужкова Геннадий Теребков добавил, что попытка приписать Юрию Лужкову призыв к передаче всех Курил — это «очередной пример того, как ряд СМИ искажает слова ради скандальных заголовков. Тем более дикой ложью это выглядит в отношении человека, чья позиция и действия в отношении территориальной целостности России общеизвестны и который в начале 2000-х активно работал над сохранением Курил в составе России и развитием переговоров с Японией».
Примечательно, что в отношении другого территориального вопроса – о судьбе Крыма, – Лужков еще c начала 90-х годов занимал твердую позицию и настаивал на возвращении полуострова в состав России. Именно тогда он впервые озвучил предложение по строительству Керченского моста, чтобы связать полуостров и Россию. Более того, мэрия Москвы оказывала большую материальную и моральную поддержку российским офицерам, служившим на базе ВМФ в Севастополе.