Тувинская «интернет-оппозиция» не отличается изысканным вкусом в своих постах

Политика
14 мая 2019

Весна в Туве несколько активизировала деятельность антикремлевских интернет-троллей, но новых веяний в методы, которые используются против власти, она не принесла. На вооружении остались все те же банальные средства.

На скользкой дороге

«Встать на скользкую дорожку можно, – считает эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов, – но вот сойти с нее потом почти невозможно. После того как засветился не совсем приличными методами, вернуться в приличное общество почти нет шансов».

Найти во всемирной паутине всех выступающих против существующего курса федерального и республиканского правительства несложно. Еще проще их сегментировать, разложив по полочкам. Все потому, что в реальности их не так много, как это может представляться на первый взгляд. Во-первых, почти все они созданы людьми, которые когда-то работали в структурах власти Тувы.

Во-вторых, видно, что все свои усилия они направили на возможность вернуться во власть. Но последние десять лет у них это не получается, так как в своей обычной деятельности они используют недозволенные приемы из-за непонимания серьезности происходящего момента.

Как считают политологи, отслеживающие ситуацию в Туве, троллинг, фейк и провокация уже давно стали составляющими политики всех тех, кто работает сегодня против главы Тувы Шолбана Кара-оола. «Если люди видят, что идет нечестная игра, – считает Андрей Тихонов, – то выводы будут делать однозначные: доверять таким деятелям не стоит».

За ботинками ничего не видно

Каждый из интернет-троллей выбрал свою нишу. Например, на ниве провокаторской деятельности работает блогер, широко известный в довольно узких кругах. С одной стороны, он сетует о малочисленности подписчиков, а с другой – не особо смущается этим фактом. Глава Тувы для него превратился в персонаж номер один, которому он в неделю посвящает не менее семи постов. При этом его страница в соцсетях с явным общероссийским политическим размахом уделяет Шолбану Кара-оолу даже больше внимания, чем президенту России.

Самый простой пример дешевой провокации – история с ботинками руководителя республики. Для блогера она оказалась лишним поводом для реплики о том, что губернатор Тувы «поделился сокровенным». Он посвятил событию несколько своих постов о том, как «сгорают на работе», выдвинув остроумную идею о создании музея губернаторов республики.

Шолбан Кара-оол действительно в последнее время довольно много внимания уделял поездкам в столицу. Глава Тувы, публикуя фото своей пришедшей в негодность обуви, не скрывал, что сам удивлен этому обстоятельству. При этом пояснил, что не сторонник такого популизма, когда руководители говорят о ботинках, стоптанных в столичных кабинетах.

«Над этим уместно шутить, наверное, только самому губернатору, что он и продемонстрировал, показав прекрасный пример умения посмеяться над собой, – считает Егор Петров, – а вот попытка поиздеваться над шуткой губернатора выглядит показателем не очень изысканного вкуса».

Известно, что многие политологи отмечают, как провокационное мышление все больше проникает в политическую культуру России. «Вроде блогер позиционирует себя как человек из мира науки, но на самом деле ученый способен только на троллинг по поводу и без повода, – сказал член попечительского совета фонда «Открытая власть» Егор Петров информагентству «Миринфо». – Трезвый разбор пролетов показывает, что такие посты не блещут серьезным анализом деятельности руководства республики. Что не удивительно, поскольку ясно, что от реальной жизни он далек».

Потерявшие повестку

Если тувинский блогер – прекрасный пример человека, заразившегося вирусом политической провокации, то вокруг одного тувинского печатного издания сформировалась целая группа троллей. Все они вроде взрослые люди, но уже сильно уставшие от неисполнимых желаний хоть как-то оказаться в орбите реальной власти. Поэтому любой пришедший в органы власти человек сразу становится для них чем-то вроде «врага народа». С таким человеком надо говорить другим языком, поэтому каждый, по их понятиям, «перебежчик» должен быть сразу готов к оскорблениям в любом номере издания (хамской переделке фамилии или обвинению во всех смертных грехах). Авторы текстов давно уже не стесняются выражаться на грани ненормативной лексики. Они радуются опубликованным на своих страницах «бородатым» анекдотам, переделанным, как им кажется, остроумно, хотя над ними уже давно никто не смеется.

Все, что делается Шолбаном Кара-оолом, для них выглядит в черном цвете, а видеть оттенки они уже не в состоянии и давно плывут по выбранному течению, забыв, что жизнь гораздо сложнее, чем в их черно-белом мире.

«Они не понимают, что никогда не формировали повестку, – считает Андрей Тихонов. – Скорее, это они – рабы повестки, которую даже не могут оценить адекватно».

Ни серьезно анализировать, ни прогнозировать события такой прессе не под силу.

«Даже в вызове, который был послан газетчиками Шолбану Кара-оолу, с предложением принять участие в дебатах на стадионе, видна вторичность, – высказал свое мнение информационному агентству «Ель Медиа» Андрей Тихонов. –  Всем понятно, что идея была взята с Украины, но там необходимость такого рода шоу была продиктована самим ходом кампании по выборам президента».

Живущие фейком

Тува стала не первым российским регионом, где на волне завершившейся на Украине избирательной кампании некоторые круги решили развернуть тему публичных дебатов. Все понимают, что никто на стадионах их проводить не будет, но запустить такую идею можно. Естественно, что делается это для собственной раскрутки. Но есть в Туве люди, которые пошли своим особым путем.

«Создать группу в популярной среди молодежи социальной сети не так сложно, – считает Егор Петров. – Усложнять вообще ничего не надо, воспользовавшись простым нейтральным незамысловатым названием. Зато получается нечто вроде средства массовой информации, на которые законы СМИ не распространяются».

Модератору такого ресурса в Туве не нужны пожилые люди из прошлого, как и не нужны выпускники престижных университетов, в одиночку орудующие в сети. Ему нужна доверчивая неопытная молодежь, обыватели среднего возраста.

Последние полтора года состоялась масса скандалов, в ходе которых раскрылось немало интересных историй о том, как управляется такая система. В прессе неоднократно появлялись публикации, где рассказывалось об обмане нуждающихся в жилье детей-сирот. Тувинский сегмент рунета переполнен скриншотами подробных инструкций о том, какие писать комментарии и где ставить лайки.

Ресурс получился антигосударственный. «Но он вполне позволяет манипулировать общественным мнением, – считает Егор Петров. – Для этого существует несколько отработанных схем и практик».

Во-первых, можно изо дня в день поддерживать мысль о коррумпированности и антинародном характере российского и местного правительства, не утруждая себя доказательствами этих тезисов.

Во-вторых, любое чрезвычайное происшествие можно показывать исключительно в негативном свете, что не позволено делать официальным СМИ. Например, раскручивать истерию вокруг мальчика Дидим-оола Салчака, пострадавшего недавно в результате взрыва боеприпаса в Кара-Хааке, оперируя исключительно слухами. Сюда еще можно подверстывать любые новости, проверить правдивость которых сразу не представляется возможным.

«Пропагандистский характер такого ресурса, не утруждающего себя проверкой фактов, давно очевиден для специалистов и общественности, – отметил Егор Петров. – Кроме криков «Долой!» здесь ничего не слышат. Только удивляться такому обстоятельству в Туве нет смысла. Все эти отдельные персонажи, которые пытаются нагнетать атмосферу, еще ни разу не были замечены в конструктиве. Для них такой материи не существует».

Другие новости