В связи с последними событиями можно констатировать, что Тереньгульский район Ульяновской области, где властвует региональная ячейка КПРФ, стал ареной для политтехнологических экспериментов, полагает известный политолог из МГИМО МИД России Алексей Зудин, к которому агентство «Ель медиа» обратилось за комментарием. Эксперт считает, что местные политтехнологи, решая свои мелкопоместные задачи, манипулируют мнением людей, подрывая этим авторитет областных властей.
Специалист, много лет занимавшийся сравнительной политологией, удивился изобретательности муниципальных депутатов, которые придумали интересный способ влияния на областное руководство, назвав одну из самых проблемных по инфраструктуре улиц поселка Лысогорск, улицей Владимира Путина. Они предположили, что это название позволит им решить сразу две задачи: привлечет внимание региональной власти и обеспечит любовь у сельчан. Первые сразу начнут прокладывать коммуникации и строить дороги, а вторые поверят, что это именно муниципальные депутаты от КПРФ добились образцового порядка на лысогорской улице.
«Ход действительно остроумный, – считает политолог. – Конечно, руководство области поставлено в сложное положение: как тут при прочих равных условиях не уделять повышенное внимание вопросам благоустройства объекта, названного именем российского президента? Другое дело, насколько эта технология тиражируема, слишком уж она откровенная и очевидная. Думаю, что в широких масштабах подобного рода прием повторить вряд ли удастся. Понятное дело, людям, которые в Лысогорске живут, все равно, каким образом и при помощи каких управленческих и политтехнологических приемов там наведут порядок, но доверие избирателей еще никто не отменял, а тут сбои неизбежны, когда люди разберутся. Политтехнология не может наладить систематическую работу на доверенных вам территориях и серьезное, а не номинальное отношение к своим депутатским обязанностям. Выходит, коммунисты применили прием одноразового использования: креативный, не без юмора, но одноразовый».
Второй резонансный случай из Тереньги, который прокомментировал в интервью Алексей Зудин, объединил сразу две особенно популярные в современных реалиях темы: иностранные инвестиции в российские регионы и экологическую безопасность. Известно, что у ульяновского губернатора Сергея Морозова вопрос инвестиций на особом контроле, поэтому для улучшения инвестклимата и облегчения захода на региональный рынок зарубежных бизнесменов создаются все условия. Финансовыми потоками стремятся охватить равномерно всю территорию субъекта. Так, в Тереньговском районе китайская компания «Аньхой Конч» планировала строить цементный завод, который должен был привлечь 500 миллионов инвестиций и создать больше ста рабочих мест для жителей области. Но тут в дело вступили экологические активисты, подготовленные муниципальными коммунистами. Была развернута целая пиар-кампания с протестами, пугающими лозунгами и т.д. по уничтожению экономических связей с китайцами. В итоге инвесторы не выдержали натиска, и контракт остался только на бумаге.
Эксперт из МГИМО МИД России убежден, что этот экологический конфликт районного масштаба можно назвать универсальным. «Теперь во все мире состояние окружающей среды опознано как ценность, – говорит Алексей Зудин. – И каждый раз в похожих ситуациях жители, местные власти, экологи, политики оказываются перед выбором: с одной стороны, иметь чистую окружающую среду, а, с другой стороны, – рабочие места и доходы в местный бюджет. Понятно, что здесь нужно искать и находить компромиссы. В этом умении – действовать с пользой для конкретной территории – и состоит искусство поведения и политиков, и экологических активистов. И для тех, и для других владение искусством компромисса – тест на профпригодность. А жителям таких территорий придется научиться взвешивать все за и против, универсального рецепта здесь нет».
Политолог уверен, что в таких случаях, где имеет место политическая или конъюнктурная спекуляция, а позитивные последствия были бы несоизмеримо выше экологических угроз, о которых заявляют протестующие, местным жителям можно только посочувствовать.
«Они лишились завода, значит, лишились рабочих мест, поступлений в местный бюджет и должны это понимать, – заключил Алексей Зудин. – Но, кстати, областные власти приобрели определенный козырь. Теперь у них есть возможность напоминать публично, кому данная территория обязана исчезновением такого-то количества рабочих мест, такого-то количества денег в местный бюджет и ограничением перспектив на развитие».