«Квоты под киль»: какие острые проблемы судостроительной отрасли вскрыла инвестпрограмма

Общество
14 апреля 2021

30 марта на судостроительном заводе «Пелла» в Ленинградской области завалился на бок новый (еще не сданный заказчику) морозильный траулер «Скорпион», погибли два человека. Судно заложили в конце 2017 года, в середине 2019 года спустили на воду, а летом 2021 года должны были передать заказчику – ГК «ФЭСТ». Сдавали с опозданием, по первоначальному графику траулер надеялись вывести на промысел еще в 2020 году, но вмешались экономические сложности, сторонам удалось договориться об отсрочке. Теперь найти компромисс вряд ли удастся – после аварии со «Скорпионом» мурманские рыбаки отказывается забирать судно, сообщает «Комсомолка».

Во-первых, внутрь попала вода и могла повредить дорогостоящее оборудование. Во-вторых, рыбки народ суеверный, а тут сразу целая череда неудач. История с морозильным траулером уже почти забылась широкой общественностью, но для отрасли это стало только началом. Происшествия словно сдернуло покрывало с целого ряда проблем по реализации инвестпрограммы «квоты под киль», в рамках которых «Пелла» получила заказ. «Скорпион» и второе аналогичное судно (которое еще не построили) обошлось заказчику в 47 млн евро, кредит был предоставлен Альфа-Банком. Теперь же на кону не только многомиллионные убытки, но и вопрос получения квот.

А если уходить от частного к общему, то данное происшествие показало, что российские корабелы не справляются со строительством рыболовецких судов. Деньги, которые перечисляются на верфи рыбаки, идут на решение застарелых проблем. Корабелы закредитованы, денег на качественное и быстрое строительство, на грамотный персонал попросту не хватает.

А ведь речь идет о миллиардах рублей. В рамках программы инвестквот, которая стартовала в 2017 году, российские верфи получили заказы на 53 современных промысловых судна, общей стоимость 172 млрд рублей. Эти вложения обеспечивали рыбопромышленникам квоты на вылов, новые мощности и развитие бизнеса. Но к 2020 году было сдано всего пять объектов. Во время встречи с президентом России Владимиром Путиным глава Росрыболовства Илья Шестаков доложил, что корабелы не успевают в срок. Где-то задержка составляет 6 месяцев, а где-то – 2 года.

Даже если рыбаки и дождутся свои заказы (до 2023 года на верфях будут заложены еще 23 судна), то пред ними непреодолимой стеной встает новая проблема. Впереди эксплуатация, ремонт… при этом в стране всего 30 судоремонтных предприятий, которые способны обеспечить не более 15% потребностей отрасли. Порядка 80% устарели морально и физически. Единственный выход – это обслуживание за границей, что ставит российский бизнес в полную зависимость от иностранных партнеров.

На этом фоне все более здраво звучат голоса тех, кто предлагает перераспределить квоты в пользу инвестиций в проекты береговой переработки. Во-первых, потому что заводы строятся быстрее, а во-вторых, страна нуждается в современных рыбоперерабатывающих (и морозильных) мощностях. Особенно это актуально после ограничения на ввоз рыбопродукции в порты КНР – мировой центр по переработки и хранению рыбы.

Другие новости