Российские ученые встревожены отставкой Николая Дзюбенко с поста директора Всероссийского института растениеводства им. Николая Вавилова (ВИР). Она произошла в феврале при обстоятельствах, когда, как говорится, ничего не предвещало. Сотрудники ВИРа были шокированы и до сих пор не могут прийти в себя — мало того, что им никто не объяснил, чем был продиктован такой безапелляционный кадровый шаг, так еще остается непонятным, почему на ответственную должность назначили человека со стороны? Не лучше было бы предоставить полномочия человеку, который много лет работает в ВИРе и знает, каким образом следует защищать собранную поколениями отечественных ученых-генетиков коллекцию семян культурных и диких растений? Между прочим, основу продовольственной безопасности страны Российской Федерации. Об этом написал портал Политика.ру.
На своей должности Николай Иванович Дзюбенко работал с 2005-го года и может уверенно говорить о том, что под его началом ВИР поднялся на новые высоты. При нем Институт построил современное хранилище на низких температурах, запустил ультрасовременную теплицу – фитотрон, продолжил оцифровывать, расширять и изучать коллекцию академика Вавилова.
В минувшем году 13 июня состоялось историческое дебютное заседание, совместно проведенное Научно-координационным советом при ФАНО РФ и Президиумом РАН. В его рамках выступил Николай Дзюбенко, который ознакомил аудиторию с последними этапами развития ВИРа. В ходе своего выступления он сообщил, что при Институте были введены в эксплуатацию электронный гербарий и библиотека, а также создано современное низкотемпературное хранилище образцов семян. По словам Николая Ивановича, специалисты Института успешно ведут поиск и создают доноры генных признаков в селекции растений. В течение трех минувших лет Институтом было передано в ряд российских и зарубежных генетических банков (на безвозмездной основе) свыше 30000 образцов материалов для селекции.
В рамках совещания руководитель ФАНО РФ Михаил Котюков заявил, что рассчитывает на последующее использование такого же формата совместной работы. Остается непонятным, то ли общая позиция ФАНО и РАН, к которой призывал академиков Котюков на поверку оказалась лишь одной позицией ФАНО, но в феврале текущего года Николай Дзюбенко получил для ознакомления приказ о его увольнении. Там же было недвусмысленно указано, что обязанности врио директора будет исполнять 41-летняя сибирячка Елена Хлесткина. ФАНО обязало Н.Дзюбенко обеспечить его наследнице жилье в Санкт-Петербурге и представить ее коллективу ВИРа.
В мире к 40 годам ученый является серьезной научной величиной, посему возраст, деловые качества и научные заслуги Елены Хлесткиной никто под сомнение не ставит. Но в сообществе российских ученых нарастают опасения на предмет того, что неопытность врио директора ВИРа в серьезных академических баталиях на берегах Невы и Москвы-реки может привести к тому, что бесценная коллекция Института может приковать к себе корыстный интерес со стороны определенных сил.
То, что коллекция ВИРа бесценна, — объективная реальность. Как ранее официально сообщала ФАО ООН по состоянию дел на 2010 г. в хранилищах ВИРа было 322238 образцов семян и прочих видов носителей генетической информации. В настоящее время их число превышает 325000. В ситуации, когда миру грозит голод, вызванный перенаселением планеты, эта коллекция Института воистину бесценна. Остается непонятным, почему возможности ВИРа полноценно не используются Россией, и до 90% посевного материала поставляется нашей страной из-за рубежа.
Назначение Елены Хлесткиной на должность врио директора ВИРа вызывает у российских ученых опасения — сможет ли она сохранить бесценное наследие академика Вавилова? Ведь не стоит исключать того, что им с корыстными целями заинтересуются отдельные чиновники федерального уровня, которым грозит уход с прежнего хлебного места по итогам неизбежного формирования нового состава Правительства Российской Федерации.