В ситуации с принятием документа об установлении границы между Ингушетией и Чечней вряд ли требовалось проведение в республиках общенародного референдума – он был бы необходим в ситуации с объединением двух субъектов, а в данном случае, когда речь идет о закреплении, по сути, сложившейся линии границы, референдум не актуален. Такое мнение высказал старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО (У) МИД РФ Николай Силаев.
26 сентября Евкуров и Кадыров подписали в Магасе соглашение о закреплении административной границы между двумя регионами, которая не была четко установлена со времен распада Чечено-Ингушской АССР в 1991 году. Главы обеих республик уже назвали соглашение историческим – документ ставит точку в распрях, длившихся более 25 лет, и будет не препятствовать, а, наоборот, способствовать экономической интеграции двух республик, укреплению дружбы и братства.
Казалось бы, вопрос решен, но противники документа все-таки нашлись. Часть населения Ингушетии подняла настоящую шумихи в социальных сетях, в том числе по поводу того, что решение о границе было принято без проведения общенародного референдума в РИ. При этом общественные активисты ссылались на статью 3 регионального Закона «О референдуме Республики Ингушетия», которая гласит о том, что «на референдум Республики Ингушетия обязательно выносятся вопросы об изменении статуса, наименования республики, ее разделения или объединения с другими субъектами Российской Федерации, изменения ее территории или границ в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Здесь отметим, что в силу правовой неграмотности люди путаются в терминологии – в законе речь идет об «изменении территории или границ», тогда как, по сути, подписанное соглашение ничего не меняет, а определяет границы между субъектами, не существовавшие ранее.
«Неужели любое изменение границ субъектов федерации требует референдума? Региональные референдумы, как правило, проводились, когда проходило объединение субъектов, когда один субъект ликвидируется. Это должно решаться на референдуме. В данном случае я не думаю, что есть такое требование. Очевидно, что с этим соглашением работали юристы, в том числе федеральные. Вряд ли, если бы возник вопрос референдума, это упустили бы», — сказал Николай Силаев. По его словам, следующим шагом станет ратификация документа парламентами обеих республик, после чего соглашение вступит в законную силу.
Как ранее заявил Ю. Евкуров, согласно документу, Ингушетия и Чечня обменялись равными участками нежилых территорий площадью 1890 га для выравнивания административных границ. Документ был неоднозначно воспринят в республике – часть жителей высказала опасения, что Ингушетия отдает Чечне свои исторические земли. Глава Ингушетии в настоящее время проводит активную разъяснительную работу с населением, объясняя, что физической передачи территорий между республиками не будет.