Счет криминальным врезкам в нефте- и нефтепродуктопроводы ведется на сотни ежегодно. Сегодняшние похитители нефти и нефтепродуктов – это слаженные, вертикально организованные криминальные пирамиды, часто имеющие связи, а то и прямое покровительство в структурах МВД, прокуратуры и судебной власти.
За 9 месяцев 2018 года зафиксировано 140 незаконных врезок в нефте- и нефтепродуктопроводы на территории страны, выяснили независимые журналисты ТВТЭК. В новом расследовании говорится о том, что в ряде регионов ситуация достигла критического уровня безопасности эксплуатации трубопроводов и экономических потерь.
Наиболее успешная борьба с криминальными врезками, по признанию самих силовиков, идет там, где в рамках местных УВД формируются специальные группы. Примеры таких подразделений уже есть в Ленинградской, Самарской, Челябинской областях.
Особенно эффективно борьба с топливными ворами идет там, где силовики действуют в связке – МВД плюс ФСБ. Например, в 2016 году треть совершаемых в России преступлений приходилась на Ленинградскую область, тогда было совершено 72 врезки. В 2017 году было сформировано спецподразделение по борьбе с воровством топлива. И как результат – к 2018 году число врезок сократилось в 4 раза.
Однако положительная динамика регионов со спецподразделениями обернулась другой стороной медали. Преступные сообщества перебазировались на соседние территории. Например, в Тверской области в прошлом году не было ни одной врезки, в этом году – уже три.
На трубопроводы Рязанской области стали дополнительно покушаться группировки из Московского региона. Число врезок в Рязанской области выросло вдвое: 2017 г. (январь – сентябрь) – 4 врезки; 2018 г. (январь – сентябрь) – 9 врезок.
Резко вырос интерес топливных воров к Ростовской области связи с вводом в эксплуатацию нефтепродуктопроводов проекта « Юг». Количество врезок в области увеличилось в пять раз (!): 2017 г. (январь – сентябрь) – 1 врезка, 2018 г. (январь – сентябрь) – 5 врезок.
Трассы нефтепродуктопроводов проекта «Юг» проходят по 5 регионам РФ: Самарская, Саратовская, Волгоградская, Ростовская область и Краснодарский край. В «Транснефти» ожидают, что эксплуатация построенных трубопроводов будет сопровождаться резким всплеском криминальных врезок. Так уже происходит в Волгоградской области, где с запуском трубопровода «Юг» число врезок увеличилось вдвое: 2017 г. (январь – сентябрь) – 3 врезки, 2018 г. (январь – сентябрь) − 7 врезок.
Преступникам помогает не только отсутствие скоординированной деятельности всех правоохранительных структур, но и слабость законодательства.
Суды часто квалифицируют криминальные врезки в трубопроводы как индивидуальные «кражи» в соответствии со ст. 158 УК РФ. «Натренированные» команды адвокатов разваливают доказательную базу. Усугубляет ситуацию отсутствие во время судебных заседаний авторитетных экспертов, или их мнения вовсе не принимаются к рассмотрению судом. Устоявшейся практикой становится и неявка прокуроров на оглашение приговоров.
В итоге организатор преступления, создавший банду, подкупивший десяток человек в правоохранительных органах, воровавший нефть тоннами из государственной трубы и сколотивший на этом миллиардное состояние, остается в тени. А пойманный возле трубы исполнитель получает год условно.
Независимый эксперт ТЭК Иван Барсумин:
− Проблему надо решать, в первую очередь, на законодательном уровне. В 158 статье УК РФ («Кража») должно появиться примечание о том, что кража из трубопровода считается оконченной с момента противоправного изъятия нефти или газа. Существующие же формулировки сухие и расплывчатые. Это и помогает подсудимым выкручиваться, а следователи не могут сформулировать оконченный состав преступления. На что было покушение: на одно ведро или на одну тонну.
В ряде расследований по делам топливных воров уже рассказывалось, как судья Тосненского городского суда Ленинградской области освободил восьмерых подсудимых − членов группировки «Спортсмены». Они создали целую бизнес-империю на кражах нефтепродуктов из трубопровода для перепродажи дальнобойщикам, воровство велось в промышленных масштабах.
В Ульяновской области группа из восьми человек украла более тысячи тонн нефти и примерно две с половиной тысячи тонн нефтепродуктов. Выносить оправдательный приговор было бы слишком рискованно, и судье удалось перевести дело в более мягкую плоскость. Он исключил из уголовного дела некоторые эпизоды, в результате организатор банды Савбян Рамазанов получил вместо 11 лет строгого режима – 8 лет общей колонии. Его коллега получил 6 лет колонии общего режима. И все, больше суд виновных не нашел.
Следствием сложившейся масштабной криминальной воровской системы стало развитие рынка паленого топлива. Александр Фролов, заместитель генерального директора Института национальной энергетики, отмечает: «При увеличении числа легковых автомобилей практически на треть увеличение рынка топлива составило всего 5%. Если мы посмотрим на события последних шести месяцев, когда произошел ценовой кризис на топливном рынке, то мы увидим возникновение неких заправок, которые предлагают дизель по цене 36-38 рублей за литр. Эти цены невозможны при нынешних оптовых ценах на законных площадках».
Одним из способов борьбы с контрафактом, говорят многие эксперты, может стать ныне отсутствующее лицензирование деятельности по купле-продаже нефти и нефтепродуктов. И, конечно, резкое ужесточение наказаний за сам факт посягательства на целостность трубопроводов.