Я проживаю в Бельгии более 10 лет. Излюбленный россиянами мессенджер Telegram пока не так популярен в этой стране. Но его все чаще используют джихадисты для пропаганды своих идей среди молодежи. В июле 2020 года я получила через Телеграм сообщение от неизвестного мне человека, представившегося чужим именем. Молодой человек говорил на русском языке уверенно, ясно и четко, даже выслал свою фотографию. Сообщение носило форму исламской пропаганды и рекомендовало мне принять ислам. Я очень долго общалась с этим человеком, слушая его рассказы о том, что на «все воля Аллаха».
Мессенджер Telegram имеет имидж платформы, защищенной от посторонних глаз и ушей, благодаря чему одинаково популярен среди поклонников и противников политических режимов в самых разных странах и идеологических лагерях – от либералов до неонацистов, от Гонконга до Ирана, от России до США. А благодаря неуловимости своих создателей он фактически неподвластен законам, запрещающим разжигание ненависти и распространение дезинформации в социальных сетях.
Респектабельные СМИ также используют Telegram. Для средств массовой информации, в том числе и немецких, Telegram наряду с другими соцсетями и платформами остается одним из каналов распространения контента различной направленности. Свои каналы в Telegram есть у изданий Der Spiegel, Süddeutsche Zeitung, FAZ.