Депутат Государственной Думы ФС РФ, Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту, член фракции «Единая Россия» Михаил Романов прокомментировал одобренный сегодня депутатами в первом чтении проект федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов. Доходы бюджета в 2021 году предусмотрены в размере 18,8 трлн рублей, расходы — 21,52 трлн рублей. Дефицит составит 2,75 трлн рублей (2,4% ВВП). На реализацию национальных проектов предполагается потратить 2,25 трлн рублей.
По мнению Михаила Романова, очередной бюджет отражает осторожный подход финансового блока Правительства РФ к макроэкономической ситуации, осложненной влиянием пандемии коронавируса.
— Бюджет составлен с учетом всех возможных рисков, которые могут угрожать стабильности экономики нашей страны в условиях эпидемии COVID-19. В основе бюджета – поступательное восстановление российской экономики после локдауна, связанного с коронавирусом, и в условиях сохранения действия ряда ограничений. При этом во главе угла – по-прежнему исполнение социальных гарантий государства перед гражданами и расходы на приоритетные направления развития страны, обозначенные Президентом РФ Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию, — подчеркнул Михаил Романов.
Парламентарий отметил, что данные траты по-прежнему стабильны несмотря на то, что доходы бюджета пока далеки от докризисного уровня, а расходы, в первую очередь, на социальную поддержку граждан, увеличиваются.
— Этим обусловлен дефицит бюджета, который включил в себя и индексацию пенсий, и повышение МРОТ, и экстренные выплаты малоимущим семьям с детьми до семи лет, и модернизацию здравоохранения, и гарантированное горячее питание школьников, и доплаты учителям за классное руководство, и продление льготной ипотеки, и т.д. На финансирование социальной сферы будет истрачено более четверти всех расходов федерального бюджета — 26%. Это составляет 5,6 трлн рублей. При этом финансисты Правительства заложили в трехлетний проект рост стоимости общегосударственного социального пакета: в 2021 году расходы на соцобязательства в сравнении с докризисным планом вырастут на 4,5%, а в 2022 – на 10%, — пояснил Михаил Романов.
Депутат уточнил, что для мобилизации доходной части бюджета, Правительство РФ при поддержке Государственной Думы создало целый комплекс новых экономических инструментов. К их числу относится повышение налоговой нагрузки на крупный бизнес и физические лица с высоким уровнем дохода. Речь идет о повышении ставки НДФЛ в некоторых случаях до 15% и об установлении подоходного налога на проценты по вкладам, а также — о повышении акцизов на табак, о модификации параметров налога и отмене налоговых льгот в добывающей отрасли, и т.д.
— Кризис, вызванный пандемией, заставил всех потуже затянуть пояса. Гибкое введение режима «налоговой диеты», то есть грамотное и уравновешенное распределение расходной нагрузки на крупных налогоплательщиков, позволило государству поддержать тех, кому в кризис пришлось тяжелее всего, и в полной мере профинансировать иные стратегически важные отрасли национальной экономики – оборонный комплекс, здравоохранение и др. При этом финансирование национальных проектов в рамках представленного бюджета скорректировано: ряд терпящих отсрочку проектов пришлось отложить ради оперативной переброски средств на медицину, помощь гражданам и бизнесу в период пандемии. В целом эта конструкция должна уберечь российскую экономику от проявлений нестабильности и от необходимости резкого секвестирования расходов. Для большинства мировых экономик в текущей ситуации даже минимально сбалансированный бюджет – цель труднодостижимая, — подчеркнул Михаил Романов.
В этом ключе парламентарий также отметил, что экономика России 2020 года в целом оказала достойное сопротивление, так называемому, эпидемическому шоку с его рисками безработицы, массовых банкротств и прочих социально-экономических проблем.
— Наша страна избежала системного кризиса, опережающими темпами восстанавливается промышленность, стабилизируется торговый сектор, экономические последствия локдауна постепенно сходят на нет. Тем не менее, для ускорения роста восстановления национальной экономики необходимы стимулирующие меры, которые прописаны в одобренном сегодня проекте бюджета, — сказал Михаил Романов.